Шин-то. Энергия природы. Япония с Андреем Зейгарником и Еленой Афрамовой

вернуться к списку


15 – 24 мая 2015

Стиль: Стрит, Арт

Мастер-класс завершен

Менеджер: Елена Афрамова

Фотографии участников мастер-класса

Ниже вы можете посмотреть фотографии, сделанные участниками этого мастер-класса. Это лучшие работы, отобранные мастером в процессе совместных обсуждений.

 

© Владимир Садович

© Олеся Присяжная

© Владимир Садович

43 фотографии от 7 авторов

Ведущий фотограф

Андрей Зейгарник

Фотограф, специализируется в области арт-фотографии c 2003 года. По образованию химик. Имеет разнообразные интересы и множество публикаций по химии, физике, математике, искусственному интеллекту, истории психологии, теории фотографии. Имеет большой опыт преподавания. Работает в издательстве. Преподает основы композиции в фотографии.

Список участников доступен постоянным членам клуба, посетившим хотя бы один мастер-класс и входящим в состав этой группы.

О мастер-классе

Синтоизм (шинто) — жизнь под властью сил природы — отнюдь не дань фольклорной традиции, а мистический реализм, в который японец погружён всю свою жизнь.

Встречу с шинто вы начнёте в столице Японии Токио: мегополисе, населённой духами храмов, воды, земли, предков...; побываете на одном из главных синтоистских фестивалей в Токио — Санд-жа; встретитесь с современным искусством и архитектурой в самом неожиданном месте — на островах Сето, окруженных внутренним Японским морем. Архипелаг Сето — уникальный проект превращения нескольких вымирающих островов в центр культуры мирового уровня. Энергия природы вдохновляла многих из представленных здесь художников, фотографов и архитекторов. Произведения искусства, которые можно увидеть на островах Сето, не заточены в душных музейных комнатах с высокой концентрацией искусства на один квадратный метр, а живут среди природы, внутри ландшафтной архитектуры своей особой жизнью, заряжая наблюдателя живой энергией.

Нашу поездку завершит короткое посещение — «дегустация» древней столицы Японии — родины японской элегантности — Киото и ужин на реке Камо, где водится Капо — дух водоёмов.

Программа скрыть

15-19 мая
Токио

15 мая
День прилёта (прилёт в аэропорт Нарита)

Размещение в гостинице на Роппонги и ознакомительный ужин в гостинице.

16 мая (первый день)
Асакуса — фестиваль Сан-джа

Вы увидите как на одном из главных фестивалей Токио, длящегося несколько дней, местные жители в традиционных одеждах стараются умилостивить духов небольших храмов района Тайто и главного буддийского храма Токио Сенсо-джи на Асакусе.

Народные гуляния, игра на народных инструментах, праздничная еда, небольшие процессиии с микоши («домами богов») от каждого из районов Тайто, идущие в главный буддийский храм Токио Сенсо-джи.

Общий обед в традиционном ресторане возле храма Сенсо-джи. Главное блюдо этого ресторана — ски-яки из мраморной говядины.

Вечером всё загорается огнями, наполняется волшебной энергией: звучит традиционная музыка, бьют тайко (барабаны); экстаз несущих «дома богов» горожан, вовлечённых в празднество — всё это отодвигает в сторону современность и погружает нас в атмосферу старинного Эдо.

17 мая
Асакуса утром

Группы людей возле храма Сенсо-джи начинают собираться уже в четыре утра, и совсем скоро станет известно, кто будет удостоен чести нести один из трёх главных микоши, вес которых может достигать нескольких тонн. Около шести утра группы борятся за право принять участие в процессии — борьба достаточно агрессивная, ведь одним из главных патронов фестиваля Сан-джа на Асакусе являются кланы якудза (японской мафии).

Выезжаем из гостиницы на такси в 7 утра.

Улочки около храма заполняются горожанами, ожидающими появления первого микоши. В восемь утра из храма выходит первая процессия людей, несущих на себе тяжеленный микоши и скандирующих «A-са-ку-са, A-са-ку-са!». Экстаз, агрессия, высокая концентрация энергии — непривычное зрелище для столицы мировой вежливости.

Возвращение в гостиницу (отдых и отбор утренних фотографий).

12:00-13:00 первое обсуждение по результатам съёмки во время фестиваля.

14:30 выезд в парк Йойоги, Шибуя.

Городской отдых выходного дня: из атмосферы старинного Эдо перемещаемся в городской уголок природы, где токийцы набираются сил перед новой рабочей неделей.

У входа в парк каждое воскресенье танцует тусовка «Элвисов Пресли» (японских, конечно же) — зрелища фактурней не бывает. А в самом парке феерия: играют на тарбуках, саксофонах (дома не порепетируешь), выгуливают мелких и мельчайших собачек в красивых одеждах, ботинках и солнечных очках, жонглируют, танцуют хип-хоп, делают пикники в тени деревьев, а также спят: в токийском ритме жизни сон после цены на землю — самое дорогое достояние.

Шибуя в вечерних огнях. Главный ее перекрёсток известен своей самой большой турбулентностью в мире. 2 миллиона человек проходит по нему в течение одного дня. Высокие здания, яркие неоновые огни, телевизионные экраны во всё здание. Вот он — тот самый Токио, который вы себе представляли.

18 мая

9:30 — 11:00 второе обсуждение.

Свободное время для покупок. Желающие продолжить городскую съемку получат рекомендации локаций для съёмки. Общий ужин в ресторане многоэтажки с видом на город.

Общаемся, наслаждаемся видом, вкусной едой. Прощаясь с Токио, вспомним, что в мегаполисе, где по одному из перекрёстков в день проходят два миллиона людей, даже в самых оживлённых местах можно найти оазис уединения — повседневная рутинная жизнь только лишь одна из граней жизни токийца.



19-22 мая
Oстрова Сето

19 мая

Современный дизайн, искусная подача всего визуального, в том числе и еды, в Японии отталкиваются от древней традиции вычленять из хаоса жизни природную красоту материалов, вкусовых качеств и цветовых сочетаний. Японский художник, архитектор, кулинар — даже самый знаменитый — навсегда остаётся учеником. Магический реализм не позволяет творческому зрению притупиться, и художник видит себя не законодателем мод, а мастером, который придаёт энергии природы ту или иную форму. Но как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому сразу после завтрака мы выписываемся из токийской гостиницы и выезжаем на острова Сето, расположенные в японском внутреннем море. Нас ждёт четырёхчасовой путь: сначала на скоростном поезде-шинкансене до города Окаяма, потом на трамвае до порта Уно, и последний штрих — короткое путешествие на пароме до острова Наошима. Всемирно известный архитектор Тадао Андо — автор нескольких объектов на острове Наошима — считает, что цель проекта — «полное слияние природы, архитектуры и искусства». Остановимся мы в концептуальном хостеле на берегу Японского моря где под шум волн все вместе сможем поужинать. После ужина можно прогуляться и обнаружить объекты искусства, разбросанные вдоль берега моря. В музее Бенисс авторства Андо зайдём на террасу и посмотрим серию работ японского фотографа Хироши Сугимото «Seascapes» под шум волн Японского моря..

20 мая
Наошима

10:00 — 11:30 — третье обсуждение (лекционная часть о способах представления произведений искусства в выстовочном пространстве).

Вдалеке от городской цивилизации и шума повседневности мы сегодня на себе проверим силу искусства в чистом виде. Художественный музей Chichu. Здание музея спроектировано Тадао Андо и в основном имеет естественное освещение. Оно встроено в склон холма и никаким образом не портит ландшафтную линию острова. В музее всего три «экспоната». Это огромные полотна Клода Моне из серии «Кувшинки» (дизайн зала и его освещение призваны вызвать у зрителя почти мистический трепет), несколько работ Джеймса Туррелла (художника, который создаёт произведения искусства из света) и Уолтера Де Марии (гигантский мраморный шар, как будто готовый скатиться с лестницы, занимающей весь зал). Каждая работа подаётся индивидуально, в собственном, специально спроектированном только для неё зале. Перед входом в музей полностью воссоздан сад с прудом кувшинок, котрый служил вдохновением для создания серии Моне. В музее Chichu архитектура, освещение и дизайнерская подача — прелюдия к восприятию работ. Музей современного корейского художника Ли Уфана тоже создан Андо. Минимализм здесь во всём; легко узнаваемый почерк Андо в полированных бетонных стенах и лабиринт переходов, который запускает нас в путешествие на встречу с собой. Художественный проект островов Сето — прекрасный и очень чуткий учитель. До ужина (по желанию) все приглашаются посетить удивительную общественную баню с красноречивым названием I LOVE YOU, которая тоже, как и всё на этом острове, арт-проект. В конце концов, когда ещё удастся помыться в эклектичном интерьере в бане, где над головой возвышается слон в натуральную величину.

21 мая, Oстров Тешима

10:00 — 11:30 — четвертое обсуждение.

Короткое морское путешествие на пароме на остров Тешима. Нас ждёт встреча с главным архитектурным объектом острова Тешима — «Каплей» архитектора Рю Нишизавы и художника-скульптора Реи Наито. На подходе к «Капле» мы увидим веранды рисовых полей и море вдалеке. На входе в творение Рю Нишизавы и Реи Наито, которое не имеет ни балок, ни окон, ни каких-либо опорных конструкций, нас попросят снять обувь и мы попадём внутрь белоснежной обтекаемой конструкции (40 на 60 метров) по форме напоминающей каплю или инопланетный корабль, внутри которой пустота. После дождя по тоненьким паутинкам на полу собираются капли: они скатываются и переливаются как будто живые, а природный свет играет на полу и на стенах. Иногда слышно колыхание листвы деревьев снаружи, и в этот момент внутри капли отчётливо проступает звук тишины. Сложно себе представить, чтобы искусственный объект мог быть настолько живым.

Общий обед в единственном ресторане острова, где подают на выбор всего три, но необыкновенно вкусных основных блюда, приготовленных из органических продуктов.

Сразу после обеда выезд на пароме из Тешимы, пересадка на автобус, а затем на скоростной поезд в направлении Киото.

Прибытие в Киото и заселение в отель в самом центре исторической части города.

Вечерняя прогулка по району Понточё где плотно друг к другу прилегают бары и маленькие ресторанчики. Все приглашаются на общий ужин в одном из ресторанов вдоль реки Камо. В предверии начала летнего сезона мы будем ужинать на только что открывшихся верандах, сидя на циновках и напоминая собой летние сцены из гравюр периода Эдо. После ужина можно прогуляться вдоль реки Камо в надежде увидеть в ее водах Капо — духа водоёмов.

22 мая, Киото

Май — время любования свежей зеленью листев клёна. Как и каждый сезон, в мае малейшие природные изменнения находят отражение в сезонной эстетике. Мы будем прогуливаться вдоль торопы тропы философа где чайные дома в обрамлении свежей зелени листвы чредуются с синтоистскими храмами и святилищами, а мимо прогуливаются люди в традиционнных кимоно с весенними мотивами.

К вечеру окажемся в Гионе — районе гейш. Узкие улочки, традиционная обстановка... Вечером в районе гейш красиво зажигаются фонарики, и есть шанс увидеть настоящую гейшу, спешащую на встречу с клиентами.

Общий ужин.

23 мая, Киото

10:00-12:00 — Свободное время в городе.

Рекомендации по локациям получат и те, кто захочет заняться покупками, и те, кто не может не снимать.

19:00 Общий ужин, заключительное обсуждение и подведение итогов в ресторане отеля.

24 мая

День отлёта из аэропорта Кансай или Итами.

Полезная информация

Очень важно! С собой необходимо иметь ноутбук для отсмотра и отбора фотографий – по вечерам будут проводиться обсуждения результатов съёмки. Обратите внимание, как правило, для этих целей не подходят iPad'ы и другие планшетные компьютеры. Ноутбук необходим для того, чтобы вы могли скачать на него отснятые за день снимки, сделать предварительный отбор, предварительную обработку (если требуется) и сохранить результат на флеш-карту для дальнейшего обсуждения с помощью проектора. Эта работа занимает время, которое в наших поездках очень ценно. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что компьютер можно занять у товарищей (у них просто не будет такой возможности, компьютеры нужны им самим).

Специально для нашей поездки Андрей Зейграник подготовил обзор самых интересных японских фотографов. Посмотреть его можно по ссылке - az.livejournal.com/1067442.html