Творческий проект в Токио во главе с Павлом Косенко и Еленой Афрамовой

вернуться к списку


26 марта 2014 – 4 апреля 2014

Стиль: Стрит, Арт

Мастер-класс завершен

Менеджер: Елена Афрамова

Фотографии участников мастер-класса

Ниже вы можете посмотреть фотографии, сделанные участниками этого мастер-класса. Это лучшие работы, отобранные мастером в процессе совместных обсуждений.

 

© Юлия Егорушкина

© Наталья Тутова

© Юлия Егорушкина

185 фотографий от 10 авторов

Ведущий фотограф

Павел Косенко

Фотограф. Исследователь цвета, автор многочисленных статей, посвященных вопросам фотосъемки и обработки фотографий. Автор книги «Живая цифра». Один из основателей Творческой лаборатории «Среда» и клуба «Фреймвей». Автор и ведущий популярного русскоязычного блога о фотографии и путешествиях.

Список участников доступен постоянным членам клуба, посетившим хотя бы один мастер-класс и входящим в состав этой группы.

О мастер-классе

«Моно-но-аваре» — одновременное чувство завороженности красотой вещей и грусти, вызванной бренностью всего видимого. Цветы распустившейся сакуры невероятно красивы, но цветёт она только несколько дней в году. Именно поэтому любование цветением сакуры — ханами — настоящий праздник, который японцы отмечают как, пожалуй, никакой другой. В одночасье деревья сакуры покрываются нежнейшими шапками бледно-розовых лепестков, но уже спустя несколько дней начинается настоящий «снегопад», когда аллеи города усыпаны опавшими лепестками.

Цветение сакуры — самая точная метафора сути японской культуры. В этой поездке у вас появится уникальная возможность присоединиться к миллионам жителей самого большого мегаполиса мира в тот редкий момент, когда распускаются и опадают цветы сакуры. Вы побываете на самой высокой телевизионной башне в мире и спуститесь в самые недра города, где час пик в метро приходится на полночь. Синтоистские храмы, буддийские кладбища; ультрасовременные здания, поезда без водителей, восьмиэтажные магазины электроники, занимающие целый квартал; подземные города, острова, построенные на городских отходах; гигантские перекрёстки, залитые неоновой рекламой; поезда, выезжающие из высоток; горячие источники, улицы «Готических Лолит» и сборища переодетых «Элвисов Пресли» — во всём этом вы сможете принять участие.

Эта поездка — групповой творческий проект во главе с Павлом Косенко и Еленой Афрамовой, которая живет в Токио и специализируется на изучении жизни и культуры Японии. Это одновременно — путешествие, общение с единомышленниками, практический мастер-класс по уличной, жанровой фотографии и работа над совместным творческим проектом. По результатам совместной работы будет выпущена книга-альбом с одноименным названием, которую получит каждый участник.

Программа скрыть

День первый
Среда, 26 марта

День прилета.
Размещение в гостинице, которая располагается напротив известного своей современной архитектурой комплекса Роппонги Хиллз. Совместный ознакомительный ужин в современном суши-баре с интересными импровизациями в меню (место тихое и у всех будет возможность спокойно поговорить).


День второй
Четверг, 27 марта

В это утро ранний завтрак отменяется — всем необходимо отдохнуть.
10:00 −11:00
После завтрака собираемся в гостиничной комнате для встреч. Обсуждаем детали программы и выдвигаемся в старый город. Мы будем добираться до места съемки вместе; приехав, каждый сможет снимать в своем темпе.

Первая точка:

Sky tree — самая высокая телевизионная башня в Японии (640м) — общий вид сверху на старый город. Этот вид ответит на многие вопросы, которые у вас когда-либо возникали о городе.

Проезжаем пять минут на метро и попадаем на Асакусу. Здесь все расходятся и снимают как повелит вдохновение. Объекты съёмки: Middle shot: вид на Асакусу и её традиционные крыши (единственное подобное место в Токио) с восьмого этажа. Close Up: торговые ряды, рикши, главный буддийский храм города, аллеи сакуры вдоль реки Сумиды, женщины в кимоно, проплывающие речные корабли футуристического вида.

Третья и четвёртая точки на выбор:

Капсульный отель и ностальгический первый парк аттракционов в Токио — место развлечений горожан и гостей столицы. В капсульном отеле можно соединить приятное с полезным: снять репортаж о капсульной гостинице и отдохнуть там же. Капсульная гостиница на Асакусе — одна из немногих, предоставляющих места как для мужчин, так и для женщин.

Объекты съёмки:
Когда начинает смеркаться, отлично выглядят узкие улочки, заливаемые светом из небольших ресторанов при кажом открытии их раздвижных дверей; висящие гроздьями электрические провода; виднеющаяся в проулках башня Sky tree, не позволяющая забыть, что на дворе 21 век.

Центральные торговые ряды закрываются в шесть часов вечера.
*на торговой улице можно обзавестись сувенирами :)
Желающие приглашаются разделить общий ужин в традиционном ресторане, в меню которого включены блюда из знаменитой мраморной говядины и поделиться впечатлениями под саке. Возвращение в гостиницу на метро. Метро — это само по себе прекрасное закрытое пространство, предоставляющее бесчисленное количество ситуаций, которые можно и нужно снимать.


День третий
Пятница, 28 марта

Опциональная часть программы

Подъем в 4:30 утра.
Самый крупный рыбный рынок мира — Цукиджи. Аукцион тунца- это действо, которое нужно не только видеть, но и слышать. Аукционисты подобно рэпперам импровизируют с музыкой цифр перед дилерами в окружении свежей рыбы. Это очень энергетически наполненное место. Фактура там замечательная как рыбья так и человечья. После аукциона можно снимать вдоль рядов на внешнем рынке, а потом позавтракать в суши-баре свежайшей рыбой.

В марте 2015 года Цукиджи планируют перенести с его исторического места в другую зону, для расширения территории. Так что для многих это последний шанс увидеть как работает традиционный рынок. Важно заметить, что количество посетителей аукциона строго ограничено, поэтому чтобы попасть на аукцион, необходимо прийти туда не позже 4:30 утра. Также в последние несколько лет ввели ограничения по передвижению во время аукциона: все стоят в специально отведённом месте, что ограничивает свободу съемки. После 10 утра — отдых.

Для тех, кто предпочёл альтернативный рынку вариант, предоставляется свободное время для съёмки в пределах района расположения гостиницы — Роппонги.

Первая точка:
Современная функциональная архитектура, новые идеи современного японского заполнения городского постранства: находясь в одном архитектурном комплексе, современный житель мегаполиса может посетить магазины и рестораны, получить медицинскую помощь, сделать покупки в супермаркете, а также зайти на ряд художественных выставок. Всё это — так называемый Art Triangle, в который входят Роппонги Хиллз, Мидтаун, музей дизайна (построенный легендарным архитектором Андо и напоминающий по форме журавля из оригами), а также Национальный Центр Искусства, стены которого похожи на волны океана.

Объекты съёмки: графичные, очень точно выверенные элементы архитектуры, сами здания и их посетители. Фирменный стиль Андо — стены из полированного бетона. Здесь всё дизайнерского вида и посетители зачастую не исключение.

Вторая точка:

В послеобеденное время собираемся у входа на станцию метро возле гостиницы и направляемся на Цукуду. Там делимся на небольшие группы или снимаем в одиночку — по желанию.

Цукуда: компактный, живописный, традиционный (главное — не туристический) район, где живут, в основном семьи, имеющие отношение к торговле на рыбном рынке Цукиджи — жизнь как она есть.

Ханами — любование сакурой вдоль реки Сумиды вблизи Цукуды. Так как это пятница, под сакурой будет сидеть множество офисных работников в костюмах, и пиво будет литься рекой. Аллея сакуры подсвечивается, и по реке проплывают кораблики-рестораны с красными фонариками, стилизованные под суда периода Эдо. На заднем плане возвышаются тридцатиэтажные высотки.

Объекты съёмки: сценки бытовой жизни, ханами.

Третья точка:

Берём несколько такси и едем на Гинзу, любуясь на город в огнях (короткое расстояние).
Гинза — первая улица в Эдо (первоначальное название Токио), где были построены кирпичные дома, постепенно Гинза стала торговой улицей. И не просто торовой, а авангардом моды. Теперь авангард моды сменил локацию, перебравшись на Омотесандо (см. 30 марта), а Гинза стала символом респектабельности.

Объекты съёмки: элегантно одетые токийцы, светящиеся рекламой улицы. Можно подняться на верхний этаж здания напротив универмага Вакко и увидеть Гинзу сверху. Ищем контрасты и находим. Мост, по которому проносятся поезда и шинкансены (поезда-пули) в обрамлении светящихся зданий, под мостом маленькие ресторанчики, сидя в которых слышишь шум проезжающих поездов. Перед входами во многие рестораны висят красивые красные фонарики.

19:00
Все приглашаются на ужин в шашлычной (яки-тори) прямо на улице среди токийских служащих, которые пришли поесть и расслабиться после рабочего дня.

Все уже успели погрузиться в атмосферу города и отснять немало материала. Время его показать — первое обсуждение (по результатам первого вечера и второго дня).
* если среди участников не окажется ранних жаворонков, желающих посетить рыбный рынок, обсуждение будет проведено после завтрака.


День четвертый
Суббота, 29 марта

9:00-10:30
После завтрака — второе обсуждение (по результатам третьего дня)

Первая точка:

Отправляемся в район Ниппори на метро. Приехав на место, делимся на небольшие группы или снимаем в одиночку, по желанию. Ну что ж,посмотрим, что такое реинкарнация в действии:

Одно из самых больших буддийских кладбищ города. Вдоль кладбища высажена аллея сакуры (старые деревья — широкие кроны, и это здорово). Здесь тоже будет проходить ханами. Семьи с детьми, шумные компании друзей рядом с обелисками — шутят, выпивают, закусывают и фотографируют сакуру и себя на фоне неё, и так по кругу, пока окончательно не стемнеет.

Выйдя из кладбища,снимать можно на узких улицах с подвесными проводами, часто встечающимися буддийсикми храмами, маленькими кладбищами, магазинчиками, художественными галереями, синтоистскими святилищами, статуями Джизу, охраняющими путников и детей, а также проезжающими мимо велосипедами.

Вторая точка:

Городской парк Уэно, где проходит грандиозное ханами, транслирующееся по TV. Аллеи состоят из старых деревьев, поэтому при полном цветении канонические шапки нежно-розового цвета обеспечены (на это мы очень надеемся:). Там же на территории парка находится городок бомжей — самые организованные и цивилизованные бомжи в мире живут в Японии. Городок бомжей — это самостоятельное образование, к которому мэрия никакого отношения не имеет. Цветение сакуры, праздные горожане и бомжи — неплохой контраст. Объекты и темы съёмки: кладбище как часть повседневности: детская площадка посреди кладбища и ханами, сценки из жизни, городские контрасты.
*На территории парка находятся музеи, наряду с которыми Tokyo National Museum. Желающие могут наведаться.

Третья точка:

Выходим из парка. Уже вечер. Попадаем на ночной рынок Амеёко — бывший послевоенный чёрный рынок. Якитори (шашлычные), ларьки, выкрики зазывал, гадатели по руке, автоматы пачинко, везде неоновая реклама.


День пятый
Воскресенье, 30 марта

8:30-10:00 — третье обсуждение (по результатам четвёртого дня)

Первая точка:

Едем на метро к главному синтоистскому храму Токио — самое престижное место для проведения свадьбы по синтоистскому обряду. Процессии, возглавляемые священнослужителями, невесты в очень дорогих свадебных кимоно ручной работы, женихи в традиционных кимоно, вереница родственников, многие из которых в традиционных одеждах. Фотографировать здесь можно и нужно. Приехав на место делимся на небольшие групы или снимаем в одиночку, по желанию.

Вторая точка:

Выходим из храмовой зоны и попадаем в район, где тусует ультра-современная молодёжь — это Елисейские поля Токио, только публика значительно разнообразней: обыкновенные офисные леди или студентки в обычные дни недели здесь в выходной надевают наряды «лолит» — здравствуй викторианская эпоха в японском понимании — и дефилируют вдоль улиц. Здесь же хипстеры, готы, метросексуалы и попросту очень стильные люди. Магазины с дизайнерскими вещами молодых дизайнеров плотно стоят на знаменитой Такешита-дори, а вдоль главного проспекта соперничают в архитектурных стилях дома моды мировых брендов. На общий обед все приглашаются в один из замечательных ресторанов в комплексе Омотесандо Хиллз (снова работа архитектора Андо).

Третья точка:

Подходим к ещё одному городскому парку. У входа каждое воскресенье танцует тусовка «Элвисов Пресли», причём японских — зрелища фактурней не бывает. Что в парке? Феерия: играют на тарбуках, саксофонах (дома не порепетируешь), выгуливают мелких и мельчайших собачек в красивых одеждах, ботинках и солнечных очках, жонглируют, танцуют хип-хоп, пируют просто или под сакурой, а также спят, потому что в токийском ритме жизни сон после цены на землю — самое дорогое достояние.

Четвёртая точка:

Опять ныряем в метро и через пять минут оказываемся на Шибуе. Главный ее перекрёсток известен своей самой большой турбулентностью в мире. Два миллиона человек проходит по нему в течение одного дня. Высокие здания, яркие неоновые огни, телевизионные экраны во всё здание. Красивый цвет — да, стрит — да.

Объекты съёмки: свадебная процессия, представители разных направлений молодёжной моды, городская феерия, пульсация вечернего города в эпицентре высокого скопления людей.
*в этот день возможен не очень продолжительный шоппинг (помимо прочего, можно зайти в большой сувенирный магазин и многоэтажный магазин детских игрушек).


День шестой
Понедельник, 31 марта

9:00-10:30 — четвёртое обсуждение (по результатам пятого дня).

Первая точка:

Район Маруноучи и обеденный перерыв офисного служащего — современного самурая. Маруноучи — синоним деловой части Манхетена в Нью-Йорке, к которой вдобавок прилегает территория императорского дворца, историческое здание токийской центральной станции, а также интересное здание с удивительной акустикой — Tokyo International Forum. Ровно в двенадцать часов начинается официальный обеденный перерыв во всех японских компаниях и ровно на один час каждый кайшаин (служащий) имеет право покинуть свой пост. Объекты съёмки: движение людей в костюмах и галстуках, обеденная суета, очереди в рестораны, отдыхающие служащие в сквере при хорошей погоде. С обзорной веранды видны приходящие и уходящие поезда дальнего и ближнего следования: электрички и шинкансены. Выдающаяся современная архитектура International Forum — прозрачного здания-корабля.

13:30
Обед в ресторане престижного офисного здания на 36-м этаже, из окон которого открывается вид на императорский дворец, район Маруноучи и токийскую центральную станцию с железнодорожным полотном. Свободное время и отдых (сегодня вас ждёт поздняя съёмка).
*рядом с International Forum находится огромный многоэтажный магазин электроники и фототехники.

Вторая точка:

18:00
Едем в метро на Шинджуку.
Шинджуку — бизнес и торговый центр, плотно застроенный и увешанный неоновой рекламой с вечно снующими толпами людей — по совместительству ещё и вертеп. Самый злачный район Токио — Кабуки- чо — находится внутри Шинджуку. Там же богемный район баров Голден-гай и квартал гей-клубов.

Объекты съёмки: хочется использовать емкое слово — всё. Всё, что трудно описать словами, но легко вычленить точным взглядом художника, попавшего в место городской магии.


День седьмой
Вторник, 1 апреля

10:30-12:00. Позднее пятое обсуждение (по результатам шестого дня).

Одайба — это то, как как виделся японцами будущий 21 век, ещё до того, как он наступил. Это искуственный полуостров, построенный на переработанных отходах. Архитектура зданий футуристическая. Мечтать о будущем японцы на этом полуострове не перестают и сейчас: многие из объектов Олимпиады 2020 года будут озведены именно там. Едем на Одайбу на атоматическом поезде-монорельсе без водителя по подвесной магистрали. Виды открываются отличные, очень интересно проезжать через мост — всё очень графично (одна из известных фотографий Пинхасова снята именно в этом поезде).

Первая точка: дорога на Одайбу

Вторая точка: по дороге на Одайбу — Шиодоме (уходящие в небо «прозрачные» офисные здания, традиционный японский сад с чайным домом в окружении этих многоэтажек, каноническое здание — символ движения в японской архитектуре под названием Метаболизм — прародитель концепции капсульных гостиниц. За время предыдущих интенсивных съёмок все порядком успели устать, поэтому все приглашаются на законный отдых в комплекс горячих источников на Одайбе. Каждому посетителю выдаётся юката (хлопковое кимоно) и с первой минуты попадания в онсен чувствуешь как усталось смывается в прямом смысле этого слова. Там же будет и совместный ужин.

Возвращение в центр на монорельсе, когда город уже в вечерних огнях.


День восьмой
Среда, 2 апреля

09:30-11:30. Заключительное шестое обсуждение.

12:00
Садимся в метро и в течение всего сорока минут попадаем в совсем другой город — Йокогаму. Это второй по численности населения город Японии, самый крупный её порт. Город, где словно в Диснейленде можно из одного мира нырять в другой.

Первая точка:

Минатомирай 21 — в буквальном переводе означает — порт будущего: место не фантазийное, а абсолютно реальное. Здесь живут, работают, отдыхают: восьмидесятиэтажный Landmark Tower (второе по высоте сооружение после Sky Tree), светящееся вечером гигантское чёртово колесо в окружении переливающихся каруселей, красивая прибрежная зона и сакура, бесконечные рестораны и магазины на любой вкус.

Вторая точка:

Мотомачи, парк Ямашта: бывшее европейское поселение и место жизни небезызвестного Эраста Петровича Фандорина, когда он жил в Йокогаме во времена «Алмазной колесницы»: место отдыха горожан.

Третья точка:

Чайнатаун: обязательно вечернее посещение. Дымящиеся китайские пирожки, зазывающие продавцы, вечно жующие люди, светящиеся красные фонарики, драконы, витрины ресторанов с муляжами еды, яркий подсвеченный храм и очень вкусная еда. Все приглашаются на общий ужин с обязательными дим-сум.

Возвращение в Токио в гостиницу.


День девятый
Четверг, 3 апреля

Ура, свободный день!

В районе гостиницы отличные музеи современного искусства. Желающие получат рекомендации по шоппингу. Ну и это последний шанс вернуться на место, где хотелось бы снимать ещё и ещё.

Наш творческий эксперимент подошёл к концу, и как любое художественное произведение требует закольцовки. Наше путешествие в мир Токио началось со взгляда на город сверху. Вот и в последний вечер просьба всем встретиться в Роппонги Хиллз и подняться на его смотровую площадку.

Сейчас вам доподлинно известно, что такое моно-но аваре. Завтра уезжать и вы испытываете лёгкую грусть, глядя на невероятно большой в целом, но очень уютный в своих частных проявления Токио в лучах закатного солнца.

Но не будем слишком сильно предаваться грусти — время заключительного ужина в ресторане Гонпачи: побывав в этом месте, Тарантино впечатлился и сделал на основе его интерьера сет для «Kill Bill». Там же бывший премьер-министр Коидзуми выгуливал Буша. Ресторан славится своей кухней, знаменитыми посетителями и демократическими ценами. А чем мы хуже Буша — мы лучше! В ресторане очень живая атмосфера и наличие фотоаппарата приветствуется.


День десятый
Пятница, 4 апреля

День отлета.

Полезная информация

Очень важно! С собой необходимо иметь ноутбук для отсмотра и отбора фотографий – по вечерам будут проводиться обсуждения результатов съёмки. Обратите внимание, как правило, для этих целей не подходят iPad'ы и другие планшетные компьютеры. Ноутбук необходим для того, чтобы вы могли скачать на него отснятые за день снимки, сделать предварительный отбор, предварительную обработку (если требуется) и сохранить результат на флеш-карту для дальнейшего обсуждения с помощью проектора. Эта работа занимает время, которое в наших поездках очень ценно. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что компьютер можно занять у товарищей (у них просто не будет такой возможности, компьютеры нужны им самим).

Специально для нашей поездки Андрей Зейграник подготовил обзор самых интересных японских фотографов. Посмотреть его можно по ссылке - az.livejournal.com/1067442.html